-
Профилактика кризисного состояния детей и подростков
- АКЦИЯ Поговори с ребёнком
- Маркеры суицидального риска
- Половая неприкосновенность
- Насилие и жестокое обращение с детьми
- Подозрение на сексуальное насилие
- Телефоны доверия для взрослых
Самоубийство представляет собой сложное явление, в течение многих столетий привлекающее к себе внимание, поскольку является серьезной проблемой общественного здоровья. По оценкам ВОЗ, число самоубийств в мире составляет приблизительно 1,53 миллиона.
Суицид входит в число 10 наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе от 15 до 35 лет. Психологическое и социальное воздействие самоубийства на семью и общество огромно. Самоубийство одного человека оказывает непосредственное влияние в среднем на шестерых других людей. Если же самоубийство происходит на рабочем месте или в учебном заведении, то психологические последствия его сказываются на сотнях людей.
На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологический особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления психоактивных веществ. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, предъявляемыми именно в этом возрасте.
Второй пик суицидальной активности приходится на возраст 40-60 лет. Помимо психологических проблем для этого возраста характерно ухудшение соматического здоровья, гормональная перестройка, изменение иерархии ценностей, что часто сочетается с депрессией – самым частым психическим расстройством этого периода. Кроме того, именно в этот период взрослые дети покидают родительские дом, а родители болеют и умирают; также эта возрастная группа чаще сталкивается с проблемами в профессиональной карьере.
Третий пик суицидального риска приходится на старых людей, уровень суицидов среди которых в 4 раза выше, чем в популяции.
Необходимо обращать внимание на индикаторы суицидального риска.
1. Ситуационные индикаторы: смерть любимого человека, развод; потеря работы; сексуальное насилие; денежные долги; профессиональная несостоятельность; угроза физической расправы; измена или уход мужа, жены, жениха, невесты; ревность; систематические избиения; публичное унижение; коллективная травля; одиночество, тоска, усталость, религиозные мотивы.
2. Поведенческие индикаторы: злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем; самоизоляция от других людей и жизни; резкое снижение повседневной активности; изменение привычек; выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;посещение интернет-сообществ и вовлечение в игры суицидальной направленности, («Кукла Момо», «Синий кит» и др.), любые внезапные изменения в поведении и настроении; нарушения дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или на службе.
3. Коммуникативные индикаторы: прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное); шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни; сообщение о конкретном плане суицида; самообвинения.
4.Когнитивные индикаторы: разрешающие установки относительно суицидального поведения; негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего; представление о мире как месте потерь и разочарований; представление о будущем как бесперспективном безнадежном; наличие суицидальных мыслей, намерений, планов (у человека только неопределенные редкие мысли о самоубийстве («хорошо бы заснуть и не проснуться») или они постоянны, и уже оформилось намерение совершить самоубийство («я сделаю это, другого выхода нет») и появился конкретный план, который включает в себя решение о методе самоубийства, средствах, времени и месте.
5. Эмоциональные индикаторы: амбивалентность по отношению к жизни; безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние; переживание горя; признаки депрессии; несвойственная агрессия или ненависть к себе; вина или ощущение неудачи, поражения; чрезмерные опасения или страхи.
Что делать?
1. Формировать доверительные отношения с ребенком, интересоваться ежедневно его проблемами, успехами, неудачами;
2. Неукоснительно соблюдать педагогическую этику, не допускать по отношению к ребенку грубого, безразличного отношения;
3. Внимательно относиться ко всем проявлениям изменений в поведении, таким как замкнутость, слезливость, снижение успеваемости, изменения во внешности, аппетите, раздача вещей, подарков;
4. Формировать такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также обучать приемам психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;
5. Формировать готовность к преодолению возможных трудностей.
6. Интересоваться, какие сайты посещает ребенок, в какие игры играет,с кем общается в интернете и реальной жизни.
Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Мотивы и поводы суицидального поведения
1. Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
несчастная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:боязнь наказания или позора;самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Подростки чаще всего прибегают к демонстративному суициду, рассчитывая, что их вовремя спасут. Объясняют его "несчастной любовью", но действительная причина - уязвленное самолюбие, утрата ценного внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников. А возможно, и необходимость выпутаться из серьезной ситуации, избежать наказания, вызвать сочувствие, заполучить репутацию исключительной личности.
Суицид, совершаемый перед школой, может свидетельствовать о серьезном конфликте с учителями или администрацией. Совершается суицид под влиянием цепи неудач, разочарований; последней каплей может стать ничтожный повод.
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";
косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";
много шутит на тему самоубийства;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки. Подросток может:
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
предпринимал раньше попытки суицида;
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
слишком критически настроен по отношению к себе.
Рекомендации родителям
Семейная дезорганизация - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца - также могут быть причинами суицидального решения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
- записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Тест для родителей
Уважаемые родители! Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации.
Ответьте на некоторые вопросы, которые помогут увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.
1. Рождение вашего ребенка было желанным?
2. Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
4. Раз в неделю проводите с ним досуг (походы в кино, концерт, театр, посещение родственников, катание на лыжах и т. д.)?
5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
8. Вы знаете о его времяпровождении, хобби, занятиях?
9. Вы в курсе его влюбленности, симпатий?
10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
12. Вы знаете, кто его любимый учитель?
13. Вы знаете, кто его нелюбимый учитель?
14. Вы первым идете на примирение, разговор?
15. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребенка?
Подсчет результатов
Если на все вопросы вы ответили "да", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребенку. Если же большинство ответов "нет", необходимо немедленно изменить поведение, услышать и понять подростка, пока не случилась беда!
Памятка для родителей по профилактике насилия в семье
Детство должно улыбаться,
Счастьем искриться в глазах,
В сердце теплом вспоминаться,
А не слезой на глазах!
«Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями», — такое определение принадлежит H. Kempe.
Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком. Жестокое обращение с ребенком включает в себя следующие виды насилия:
1. физическое,
2. сексуальное,
3. психическое,
4. запущенность или пренебрежение нуждами ребенка.
Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети! Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка. Не используйте экономическое насилие к членам семьи. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим
детям!
Упражнения для снятия сильного эмоционального напряжения:
1. Закройте глаза, медленно вдыхая и выдыхая воздух, посчитайте про себя до десяти. Мысленно представьте, что у Вас в руках лежит лимон.
Начинайте его медленно сжимать и сжимайте до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Сжимать можно две руки сразу или по очереди. После того, как «выжали» лимон до капельки, расслабьте руки и насладитесь состоянием покоя.
2. Представьте себе, что Вы большой воздушный шар, наполненный воздухом. Напрягите все мышцы тела, вдохните как можно больше воздуха, замрите на 3-5 секунд и начинайте медленно выпускать воздух из легких, расслабляя мышцы тела: кисти рук, мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.
3. При сильном психологическом напряжении Вы можете сделать 10-20
несложных физических упражнений (приседаний, прыжков, взмахов руками). Теперь Вы справились со своими эмоциями и можете спокойно побеседовать по поводу возникших проблем. Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.